Фотограф Антон Милевский: Покупать ли новую зеркалку в 2025 году?
Это Pentax, а Pentax делает фотокамеры, а не электронные гаджеты
Казалось бы, мир уже не будет прежним: фотографы массово перешли на беззеркальные системы. Но что если я вам скажу, что зеркальная камера даже в 2025 году актуальна? Что существует ряд направлений в фотографии, где применение зеркальной камеры оправдано и более разумно? Не верите? Давайте разбираться.
Pentax K3 MIII вышел в 2021 году, камера уже давно не новая, но… Это Pentax, а Pentax делает фотокамеры, а не электронные гаджеты со сроком морального устаревания 2-3 года, так что модель остаётся актуальной и по сей день.
Я провел с этой камерой без малого почти месяц. Испытал её в студийной, портретной и тревел-фотографии, так что мне есть, что вам рассказать о ней. Но давайте по порядку.
|
|
|
Фото: Антон Милевский. Камера: Pentax K-3 lll |
Фото: Антон Милевский. Камера: Pentax K-3 lll |
Это самая быстрая и точная в плане автофокусировки камера Pentax из всех, что у меня были.
1. Ей свободно можно ловить эмоции людей и даже снимать спорт. Новый модуль автофокусировки действительно новый: цепкость, точность и скорость радикально отличаются от всего того, что Pentax делал до этого. Я фокусировался в основном по центральной и боковым точкам фокусировки (благо, эргономика переработана и переключаться между точками АФ стало удобнее и проще). Точность всех задействованных мною точек оказалась весьма высока.
2. Отныне камеры Pentax способны снимать коммерцию. Да, возможно, не любую. Так, мне не удалось отснять ивент в вечернем ресторане по причине отсутствия совместимой вспышки. Но тем не менее, при нормальном или даже вечернем освещении камера не слепнет, а результат в плане цветопередачи исходников (это конечно вкусовщина) мне нравится больше, чем то, что я получаю со своих рабочих Sony a7m3 и Sony A7r3.
3. Сочетание быстрой и точной фокусировки и арсенала поддерживаемой оптики даёт невиданную до этого широту использования. Мой любимый FA 28-105 3.2-4.5 AL [IF] вздохнул новой жизнью: теперь я знаю, что можно получать эмоциональные кадры с мягким рисунком объективом плёночной эры. Да, лично я больше люблю плёночные объективы, чем чисто цифровые. Вообще этот момент позволяет новым членам клуба Pentax осуществить вполне комфортный и не такой дорогой вход в систему. Вы покупаете камеру и оптику из серий FA или F, получаете интересную картинку с доцифровой аурой и ощутимо экономите бюджет в итоге.
4. Выносливость. Погодозащита, низкое энергопотребление зеркальной камеры вкупе с шикарной эргономикой и отличной сборкой дают возможность снимать не только в тепличных студийных условиях. У меня бывают репортажные съёмки. Например, я освещал ход строительства трассы М12. Так вот, однажды при обильном снегопаде, от которого было никуда не деться, моя рабочая камера заглючила: влага попала под кнопки, а далее сервис и ремонт. С Pentax’ом такие сценарии исключены. Не то что снег, я снимал под тропическим ливнем на Филиппинах, и камера спокойно вынесла такие условия. Прибавьте к этому высокую автономность и забудете вечный зуд беззеркальщика с аккумуляторами. Мне при активной тревел-съёмке заряда одного АКБ хватало на несколько дней.
5. Продуманность. Эту камеру делали инженеры, а не отряд маркетологов, поэтому wifi здесь включается одной кнопкой (можно запрограммировать кастомную кнопку). Всё, никаких тебе ковыряний в меню камеры и листаний подпунктов, что меня откровенно достает в Sony. Ок, в Sony можно назначить, скажем, на кнопку С1 вкл/выкл Wi-Fi, но это всё равно не то – надо будет дополнительно подтвердить действие. Вот зачем это?
Верхний инфо-погон, в среде беззеркалок явление почти забытое, но очень удобное. Ты всегда видишь, какая экспозиция и готовишься к кадру заранее, а не прямо перед съёмкой.
Режимы съёмки, которые есть только у Pentax. Я про режимы «Приоритет светочувствительности» и «Приоритет экспопары», режим фокусировки – «Ловушка фокуса», а также astro racer и pixel shift с рук.
Отдельная кнопка RAW – честно, раньше я думал, что это бесполезная вещь. Но в тревел-фотографии штука оказалась полезной, т.к. у камеры сразу хороший Jpeg, и по факту RAW тебе нужен только для сложных сцен или каких-то спорных ситуаций. Всё – нажал кнопку RAW, кадр записался в RAW. Причём у камеры есть два формата – свой проприетарный PEF и общераспространенный DNG. Это означает, что любой адобовский продукт без труда распознаёт исходник и его цвет.
Немного про режимы. В поездке по Филиппинам я использовал режим Sv – приоритет светочувствительности. Т.к. света в кадре всегда было более чем достаточно, я точно знал, что экспозиция у меня будет адекватная. Режим экспопары, наоборот, позволяет выставить экспопару, а ИСО будет подбираться исходя из заданного диапазона. Вообще-то этот режим был особенно актуален на старых CCD камерах при съёмке с недостатком освещения, однако и сейчас наверняка найдутся сценарии его использования.
Функция «Ловушка фокуса» – это просто песня. Она делает любой мануальный объектив практически автофокусным: как только объект в кадре попадает в зону резкости, срабатывает затвор. Учитывая, что камера поддерживает все выпущенные на К-байонет объективы, включая поздние «Зенитары», функция полезна очень даже.
6. Мелкие доработки. Камеру можно заряжать через type-c. Это очень удобно, когда ты в путешествии – минимум вещей! А ещё у Pentax очень стабильное приложение для смартфона. Я использовал Android-версию со смартфоном Samsung s23 ultra – ни одного сбоя за почти месяц использования у меня не случилось. К слову, imaging edge слетает регулярно...
7. Большой видоискатель. Через него иначе чувствуешь кадр. Никакой электронный видоискатель не сравнится с оптическим. Чувство кадра и композиции выше на порядок. А ещё в ОВИ есть электронный уровень, что сильно помогает мне не валить горизонт традиционно вправо.
8. Цвет. Pentax славится своей натуральной цветопередачей. Это было всегда, со времён istd – первой цифровой зеркальной камеры Pentax, которая у меня была в количестве трех штук. К3МIII, несмотря на то что базируется на CMOS сенсоре из последних поколений, тем не менее обладает сразу хорошей цветопередачей. Цвет листвы, воды, неба и что особенно важно и сложно – скинтон камере удаётся особенно хорошо. Это позволяет, как я писал выше, сразу снимать в Jpeg, а ещё – меньше возиться на посте с оттенками, убирая грязные оттенки, коими грешат многие современные камеры даже при студийных условиях.
Pentax славится своей натуральной цветопередачей.
Да, по поводу цвета мне говорят две вещи:
А) «Любой цвет можно накрутить на посте». Мой ответ: нет, не любой. Натуральный, с точной цветопередачей накрутить крайне сложно. И даже если удастся, придётся крутить каждый раз каждый RAW отдельно. Это силы и время, зачем?
Б) «Клиент (в случае коммерции) всё равно не видит разницы». Ну, такие комментарии оставляют явно медвежатники. Я провёл такой эксперимент. Одну фуд-съёмку – из тех, что регулярно делаю для кафе (съёмка для меню и сайта) – я провёл не рабочей Sony, а камерой Pentax KP. Само собой, предустановки цвета сделал идентичными. Каково же было моё удивление, когда хозяин заведения мне позже сказал, что вот та съёмка была в чём-то особенной.
Вроде бы получается идеальная камера, или я её слишком хвалю? Да, я фанат марки, не скрою, но и минусы, как у любой камеры, тоже есть.
1. Кастомизация кнопок не полная: нельзя на кнопку назначить функцию включения-отключения имитации экспозиции в режиме live view. Я этой функцией активно пользуюсь на беззеркалках. Это удобно: при съёмке на пленэре включаешь имитацию экспозиции, а в репортаже отключаешь. Также хотелось бы иметь возможность вывести на кнопку режим электронного затвора – удобная вещь.
2. В студийной съёмке с импульсным светом дисплей камеры неверно отображает светотень. Я не знаю, как другими словами это передать, но такая беда у Pentax давно. Без гистограммы трудно оценить, словил ты в кадре пересвет или нет. Впрочем, я на первой же съёмке привык к этой особенности, но поначалу это ввело в шок.
3. Странный экспозамер. Иногда камера может пересветить сцену, особенно если есть резкий переход по тонам. Мне приходилось вводить поправки экспозиции -0.7...-1.0. Вообще, раньше все Pentax’ы снимали с недоэкспонированием, но похоже, теперь этому пришёл конец. В целом явление позитивное.
Ну и… всё, больше минусов для себя я не обнаружил.
Это идеальная камера для сложных условий съёмки. Она будет снимать и в дождь, и в песчаную бурю.
Подведу итог. Кому эту камеру я могу рекомендовать?
1. Опытным фотографам-энтузиастам, кто ценит в фотографии – фотографию, а не количество электронных прибамбасов. Здесь инженеры думали с позиции очень опытного фотографа.
2. Фотографам дикой природы и тревел-фотографам. Это идеальная камера для сложных условий съёмки. Она будет снимать и в дождь, и в песчаную бурю.
3. Студийным портретным, каталожным и предметным фотографам – точность цветопередачи позволяет сильно не мудрить на посте. Я выявил только один хромой цветовой канал – синий немного уводит в фиолетовый, но этим многие камеры грешат. Остальные оттенки в порядке.
4. Репортёрам, снимающим в сложных условиях. Учитывая скорость и точность фокусировки, а также автономность, всепогодность камеры и адекватный wifi – она точно понравится репортёрам.
5. Фанаты Pentax. Да, господа, вас я поставил на последнее место – вы и так всё прекрасно знаете. Так что извиняйте.
Вместо заключения
Целью этой статьи было рассказать неосведомленной публике о камере и немного – о системе в целом. Снимая Pentax, ты переучиваешься и начинаешь думать.