Обзор светофильтров NiSi: системы Swift и JetMag Pro
Компания NiSi занимается производством светофильтров и аксессуаров для фото и видео. В линейке компании есть как привычные круглые резьбовые фильтры, так и различные системы Swift, JetMag Pro, несколько систем прямоугольных фильтров (85 мм, 100 мм, 150 мм, 180 мм), держатели для них, а также различные аксессуары (направляющие рельсы для макросъемки, держатели, чехлы, переходники, принадлежности для чистки и т. д.).
Фильтры — один из ключевых инструментов фотографа, стремящегося контролировать изображение уже на этапе съёмки. От повышения контрастности до креативных эффектов и компенсации экспозиции — в каждой задаче особенно важно иметь под рукой надёжные и быстро адаптируемые решения. Именно таким требованиям отвечают системы фильтров NiSi Swift и NiSi JetMag Pro, с которыми мы провели полевые тесты в самых разных условиях съёмки.
|
|
NiSi Swift: компактная и надёжная фрикционная система
Система NiSi Swift разработана для операторов и фотографов, которым важно быстро переключаться между фильтрами без риска повредить резьбу объектива и сэкономить время в полевых условиях. В отличие от классических навинчиваемых фильтров, Swift использует фрикционное крепление, которое позволяет устанавливать фильтры буквально за секунду.
Комплектация системы Swift (вариант тестирования):
· ND16 (4 стопа)
· Vario ND (1–5 стопов)
· Black Mist 1/4
· Резьбовое адаптерное кольцо
· Чехол
· Защитная крышка
· Запасной штифт для стопорной системы Vario ND
Система доступна для диаметров 67, 72, 77, 82 и 95 мм, а также может использоваться с адаптерами для других размеров.
|
|
|
Фото: Валерий Семоха. Камера: Pentax K-1 II |
Фото: Валерий Семоха. Камера: Pentax K-1 II |
NiSi JetMag Pro: магнитная система нового поколения
JetMag Pro — логическое развитие Swift, но уже с использованием магнитов и более широкого набора опций. Благодаря магнитно-блокирующему механизму, фильтры не только притягиваются к базе, но и фиксируются поворотом на 15°, исключая случайное смещение.
Комплектация системы JetMag Pro (вариант тестирования):
· NC UV
· UV/IR Cut
· ND8 (3 стопа), ND64 (6 стопов), ND1000 (10 стопов)
· CPL
· Black Mist 1/4
· Базовые кольца (Magnetic Base) 67/72/77/82 мм
· Чехол-книжка
· Металлические защитные крышки
JetMag Pro особенно удобна при съёмке на ходу, когда важна возможность быстрой смены фильтра даже одной рукой. Также кстати будет повышенное удобство при работе в тяжелых погодных условиях (на морозе за счет простоты замены, а также в дождь за счет гигроскопичного олеофобного покрытия). Цветовая маркировка и защёлки повышают тактильную и визуальную идентификацию нужного фильтра.
Тестирование в полевых условиях
Фильтры Swift и JetMag Pro прошли полевой тест. Ниже — краткие наблюдения по ключевым фильтрам.
Система Swift тестировалась в связке с объективом SMC Pentax 135/2.5. Для ее крепления на объективе использовалось переходное кольцо.
Брасс-адаптер: ключ к надёжности
Особое внимание заслуживает резьбовой брасс-адаптер (Brass Adapter Ring), использовавшийся при тестировании . В отличие от алюминиевых аналогов, латунный адаптер:
· Не заедает и не клинит, даже при перепадах температуры
· Устойчив к износу
· Не создаёт гальванической пары с резьбой объектива, снижая риск "прикипания"
В условиях регулярной смены фильтров этот элемент значительно повышает срок службы оборудования.
Vario ND (Swift)
Вариационный фильтр Swift обеспечивает гибкое затемнение от 1 до 5 стопов. Благодаря встроенной блокировке вращения фильтр нельзя случайно перекрутить в "X-зону" (зона перекрещивающихся поляризаций, где появляются тёмные полосы). В тесте Vario ND показал точную градуировку и удобную шкалу на корпусе.
На примере серия фотографий с примерами съемки через фильтр с разным количеством стопов. Экспотройка и баланс белого для теста зафиксированы. Выдержка увеличена для каждого из кадров на соответствующее число стопов.
|
|
|
Без фильтра |
1 стоп |
|
|
|
2 стопа |
3 стопа |
|
|
|
4 стопа |
Vario ND на объективе |
Важно: при установке ND16 и Vario ND одновременно на ND16 нанесена дополнительная шкала, корректно отображающая стопы при совместной установке. В условиях недостаточной освещённости рекомендуется снимать со штатива.
ND16 (Swift)
Ниже сравнение ND16 и Vario ND, установленного на 4 стопа. Данное сравнение позволяет сделать вывод о том, что градуировка стопов на фильтре переменной плотности соответствует тому, что заявляет производитель для постоянного фильтра. Также отсутствует видимое искажение цветов. Это свидетельствует о стабильном качестве изготовления.
Система JetMag Pro тестировалась на связке объективов Pentax D FA 85/1.4 и Pentax DA* 60-250/4. Для крепления системы к объективам использовались только комплектные адаптеры.
ND-фильтры (JetMag Pro)
· ND8 (3 стопа):
Отлично подходит для слегка размывающего движения воды или облаков. Измеренный эффект в тесте составил ровно 3 стопа, без видимого цветового сдвига.
· ND64 (6 стопов):
Универсален для дневной длинной выдержки. Цветовой баланс сохраняется естественным.
· ND1000 (10 стопов):
Идеален для съёмки в середине дня с выдержкой до 30 секунд. Абсолютно пригоден для качественной съёмки на длинной выдержке без посторонних артефактов.
На примерах ниже приведены кадры, снятые с данными фильтрами. Экспотройка и баланс белого для теста зафиксированы. Выдержка увеличена для каждого из фильтров соответственно на 3, 6 и 10 стопов.
|
|
|
Без фильтра |
ND8 |
|
|
|
ND8 (+3EV) |
|
|
|
ND64 |
ND1000 |
CPL: небо потемнее
Наверное, самый востребованный оптический фильтр. Позволяет убрать нежелательные отражения и блики, а также затенить слишком яркое небо. Реализация от NiSi предельно аккуратно работает с цветом, а в исполнении для JetMag невероятно удобна в использовании.
|
|
|
Без фильтра |
CPL |
Также картинка остается прекрасной и при совместном использовании ND и CPL фильтров.
Black Mist 1/4: творческое смягчение контраста
Этот фильтр оказался особенно полезен при контрастной вечерней съёмке: он мягко расфокусирует яркие источники света и снижает микроконтраст. В отличие от многих "гламурных" фильтров, не вызывает заметной потери резкости — лишь мягкий ореол вокруг светлых объектов и более плавные переходы в тенях. Подходит как для фото, так и для видео.
|
|
|
Без фильтра |
Black Mist 1/4 |
UV/IR Cut: точность цветопередачи без артефактов
Тест UV/IR Cut проводился на камере с сенсором, модифицированным для улавливания ближнего ИК-диапазона. Ожидаемо фильтр убрал 6 стопов экспозиции, оставив только тот видимый свет, который пропустил инфракрасный фильтр камеры. Этот фильтр незаменим при работе с сильными ND-фильтрами и камерами, у которых нет встроенной ИК-фильтрации (или она недостаточна).
|
|
|
Без ИК |
ИК |
|
|
|
ИК +4EV |
Без фильтра |
|
|
|
UV |
UV ИК |
Выводы
Приятное соотношение цена/качество придется по душе покупателю. Так для кого же эта техника? Обе системы — Swift и JetMag Pro — отлично подходят для профессионалов и энтузиастов как в фотографии, так и в видео. Различия сводятся к механике крепления и объёму комплектации.
NiSi Swift предпочтительна для тех, кто ценит лёгкость, компактность и минимализм. Данная система своей эргономикой, конструктивом и качеством стекла придется по душе прежде всего операторам.
NiSi JetMag Pro — для тех, кто хочет максимальную универсальность, скорость работы и удобство при частой смене фильтров. Данная система обладает гораздо более широкой линейкой фильтров. Одинаково хорошо придется по душе как фотографам, так и операторам. Станет прекрасной заменой обычным прямоугольным системным фильтрам. Легкость, компактность, непревзойденная эргономика и универсальность позволят больше думать о съемке, чем об оборудовании.
Обзор подготовил: амбассадор Pentax Валерий Семоха. Фото автора.