Александр Петросян: уличным фотографом можно стать только по любви
В этом году известный фотограф Александр Петросян влился в ряды амбассадоров Ricoh GR. Мы поговорили с Александром о его видении уличной фотографии и о том, что изменилось с появлением у него в руках компактной камеры наряду с топовым "гигантом".
1. Как начинались Ваши отношения с уличной фотографией? Вы работали фоторепортёром в печатных СМИ?
А.П.: Долгое время я снимал только видовые фотографии, потому что опасался снимать незнакомых людей, хотя очень хотелось. Потом бояться надоело, и, начав пробовать жанровую съемку, я убедился, что это не "страшно", а "страшно интересно"! Ну а фоторепортаж и, как следствие, сотрудничество с различными СМИ пришли уже как побочный эффект этого увлечения.
2. Не могли бы Вы поделиться кадром, который считаете удачным, но в журнал он не пошёл и почему?
А.П.: Таких у меня 99% в любом аккаунте любой соцсети. Дело в том, что любые СМИ перестраховываются, боясь опубликовать какой-то неоднозначный "неформат", а именно он, на мой взгляд, и является самым интересным!
3. В одном из интервью Вы рассказывали про "бредогенератор", т.е. визуализацию сюжетов, которых заведомо не может быть. Можете привести пример того, что Вы генерировали в голове и какой кадр получился в результате?
А.П.: К счастью, действительность всегда оказывается намного интереснее и неожиданнее наших предсказуемых представлений о ней, и поэтому я очень рад тому, что представляется и желается одно, а в кадре появляется совсем другое. И это уж не говоря о зрителях, которые в получившемся результате абсолютно неожиданно могут увидеть что-то третье, что со временем вообще станет восприниматься как четвертое...
4. Как изменялись Ваши ощущения в процессе фотопрогулок? С момента, когда Вы только начинали? (Кстати, сколько лет назад это было?) Что для Вас было важно раньше и сейчас?
А.П.: Начинал я в 1979 году. Сперва не очень активно, просто сходить погулять и по программе максимум получить ухудшенные копии тех городских открыток, которые лежали на прилавках. Эти первые опыты быстро наскучили своими унылыми результатами, да и хотелось чего-то большего. С тех пор прошло больше 45 лет, но самое парадоксальное, что я и сейчас примерно в такой же ситуации: то, что удалось и достигнуто, уже не вдохновляет так сильно и, конечно же, мечтается о чем-то новом и неизведанном!
5. Многие Ваши фотографии - неповторимые моменты, к которым невозможно подготовиться? Как Вы успеваете предугадывать или вовремя реагировать?
А.П.: Никак не успеваю. Большинство классных моментов и сюжетов я банально пропускаю, потому что нерасторопный тормоз. Те редкостные исключения, в которых удалось что-то успеть, случаются только за счет сравнительно большого количества попыток и опыта, выросшего из громадного количества ошибок.
6. Сколько кадров Вы делаете вы за одну прогулку, сколько она длится и сколько в итоге остается удачных? Как часто Вы снимаете?
А.П.: Все нерегулярно и непредсказуемо, причем настолько что собрать хоть что-то похожее на статистику не удается, от слова совсем. Снимаю от случая к случаю: иногда выйдешь ненадолго, пару раз нажмешь и оба раза- "в десятку". А порой барахтаешься, наворачивая километраж, неделями, и всё мимо. Ну не совсем конечно "в молоко" , но это скорее работы утилитарного применения: ими можно проиллюстрировать какой-то материал на тему, но самостоятельной ценности они не имеют. Я называю такое словом "дежур".
7. Вы лично контактируете с людьми, которых снимаете, или же "нажимаете кнопку" и растворяетесь в толпе?
А.П.: По-всякому, в зависимости от ситуации.
По жизни я интроверт, и мне комфортнее избегать лишнего общения, но именно поэтому я провоцирую себя не делать этого, чтобы развивать навыки общения, которое, кстати говоря, бывает очень интересным и поучительным!
8. Как Вам кажется, стали ли Вы менее заметным для окружающих, снимая компактной камерой, и насколько это - быть незаметным - в принципе важно для Вас? Или Вы уже достигли того уровня невозмутимости, когда отношение людей на улице Вас не беспокоит?
А.П.: Самое худшее, на мой взгляд, в этой деятельности, когда ты изо всех сил стараешься быть неприметным, и сам веришь, что это у тебя получается, хотя на деле это совсем не так. Вот такое поведение действительно может насторожить окружающих и настроить негативно. И, согласитесь, совсем по-другому воспринимается эдакий "беспечный дурик с фотиком", который даже и не думает прятаться, а всем своим видом показывает, что это у него "just for fun"! Ну что с такого взять? Тем более что увлекшись съемкой ты абсолютно органичен в этой роли!))
9. Как прошло Ваше знакомство с Ricoh GRIII, Вы сразу «подружились» или пришлось «притираться» в совместной фотографической жизни?
А.П.: Я всегда говорил, что для моих съемок важна скорость автофокуса и быстрота серийной съемки. Все это более-менее присутствует в моей основной камере Canon R5m2. Однако не так давно мне представилась возможность испробовать малютку Ricoh GRIII, любезно предоставленную мне на тестирование. Скажу честно, поначалу я крайне скептически отнесся к этой невзрачной "пукалке": серийная съемка не 30, а всего 4 кадра в секунду, да и до молниеносной скорости автофокусировки вышеупомянутого кэнона, далеко, не говоря уж об отсутствии зума и ресурсе батареи.
Но каково же было мое изумление после первых съемок. Большая (больше чем у Олимпуса) 24-мегапиксельная APS-C матрица в компании с малюсеньким, но очень резким объективом (экв.28мм/2.8) выдавали через внутрикамерные алгоритмы обработки картинку, вполне сопоставимую с современными полноформатными беззеркалками, причем без явного шума вплоть до ИСО1600. И все это в неприметной черной коробочке, размером меньше телефона.
Опять же, камера включается мгновенно, дисплей имеет достаточный даже при съемке на ярком солнце запас яркости, плюс ко всему здесь есть еще и стабилизатор изображения.
С опытом съёмки я научился справляться с тем, что поначалу казалось недостатком: AF, хоть и гибридный, неплох при нормальном освещении, но в сумерках становится "задумчивым". В то же время в камере есть функция предустановленного расстояния фокусировки: выбираю нужное расстояние, при необходимости зажимаю диафрагму, и точно знаю, что в фокусе будет всё на расстоянии от 1 до 5 метров, или от 5 до бесконечности, и при любом освещении камера срабатывает моментально. Отсутствие зума побуждает внимательней искать ракурс, где-то подходить ближе. В объективе эквивалентном 28 мм реализовано главное – возможность показать взаимодействие человека с городской средой.
Видео камера снимает только Full HD, без каких либо 4- и тем более 8 к. Но эта камера ведь не для видеографов. А вот для стритфото это просто праздник: никто всерьез не парится, завидев эту "игрушку" в руках, с которой ты сразу, по определению выглядишь наивным "дуриком с фотиком".
Никому даже в голову не приходит, что под корпусом этого крошечного фотоаппаратика таится мощь картинки, которой бы позавидовали топовые зеркалки с профессиональной оптикой всего лишь несколько назад!
Это как если бы в корпусе "инвалидки" скрывался какой-нибудь болид типа "Aston Martin" или "Bugatti", пусть и с ограниченной скоростью. GRIII позволяет получать детализированные фотографии с низким уровнем шума на высоких ISO и практически без искажений объектива. Благодаря компактным размерам она может прекрасно подойти для повседневной съемки, уличной фотографии и путешествий. В это трудно поверить, но это правда.
10. Бывали ли в Вашей практике случаи, когда герои снимков просили удалить кадр из соцсетей или какие-то другие сложные ситуации?
А.П.: Конечно, за несколько десятилетий практики бывало разное. Но по отношению к общему количеству эпизодов подобные случаи настолько редки, что могут рассматриваться в качестве исключений или статистической погрешности.
11. Что Вы посоветуете тем, кто стесняется снимать незнакомых людей?
А.П.: Только искренний интерес к жизни людей и любовь к этому делу могут стимулировать выход из зоны комфорта. Потому что все остальные драйверы типа богатства и славы, вряд ли работают в уличной фотографии.