Максим Бобылев о коммерческой панорамной съемке 360°
Бесплатно по всей России: 8 800 700 38 33

Максим Бобылев о коммерческой панорамной съемке 360°

Бобылев Максим – технический инженер и панорамный фотограф. Основатель проекта «ПанорамныеФото.рф», работающего с 2008 года. До пандемии 2020 года проект специализировался в основном на панорамах малого бизнеса: гостиницы, рестораны, спортклубы, магазины. И созданию каталога 360-градусных панорам интерьеров автомобилей. Одной из амбициозных целей проекта было – отснять все легковые авто, официально продающиеся на российском рынке.

Но, весной 2020 года, в связи с локдауном многое поменялось. Рестораны почти совсем перестали заказывать панорамную съемку. Гостиницы тоже. Автодилеры столкнулись с последствиями дефицита электронных компонентов и резко сократили представленный в шоурумах ассортимент. К слову сказать, цель создания панорам всех официально продающихся авто была достигнута еще годом ранее. С 2018–2019 годов мы занимались поддержкой и добавлением новых машин, выпускаемых автоконцернами. С 2014 года было снято более полутора тысяч панорам автомобилей.

Для просмотра виртуального тура BMW 4 coupe перейдите по ссылке.

Если углубляться еще дальше в историю проекта, то можно отметить несколько ключевых точек развития. Это 2008 год – когда было принято решение осуществить свою мечту и заняться фотографией. Некоторое время ушло на то, чтобы определить нишу, которая была бы мне интересна не только с художественной точки зрения, но и позволила бы реализоваться «внутреннему инженеру». Панорамная фотография отлично подходила на эту роль. Особенно в самом начале приходилось решать множество технических задач. Самому делать оборудование, испытывать и переделывать заново.

2012 год – проект начал приносить ощутимую прибыль и можно было сосредоточиться на нем полностью, не отвлекаясь на другую работу, которой приходилось заниматься для покрытия текущих расходов.

В 2013 году наступила эра дронов. Тогда еще не было аппаратов, позволяющих снимать аэропанорамы с приемлемым качеством. И вновь пришлось включить режим инженера. В течение года создавал, тестировал, разбирал, собирал снова беспилотники с камерами в различных конфигурациях. Сейчас кажется удивительным, но в то время, чтобы у тебя был квадрокоптер с приличной камерой – для начала его нужно было самому спаять и запрограммировать.

Съемки Шуваловского парка с квадрокоптера

2014 год – приход в Россию программы Google Steet View Trusted. У панорамных фотографов появилась возможность публиковать свои работы на картах Google. Это было одним из переломных моментов для индустрии и, несмотря на относительно высокий порог входа – нужно было пройти обучение, сдать экзамен и приобрести одобренное Google оборудование – привлекло большое количество не только фотографов, но и молодых амбициозных продавцов. Пошли звонки и сообщения в мессенджерах с просьбами сотрудничества или проведения обучения. Старался никому из коллег не отказывать, так как понимал, что это игра с ненулевой суммой и появление конкурентов не означает, что они отберут у меня «кусок пирога», а наоборот будут популяризировать услугу и расширять общий рынок панорамных съемок, увеличивая тем самым и мой «кусочек».

В этом же году меня попросили провести обучение по съемкам автомобилей. По окончанию которого, неожиданно пригласили к сотрудничеству с одним из крупнейших авто-классифайдов для создания панорам внутри автомобилей.

Весной 2016 года к проекту присоединился коллега, взявший на себя всю коммерческую составляющую. Что позволило нам в течение нескольких лет работать и с крупными проектами (например, около 1000 панорам в 100 филиалах и 10 городах для одного очень известного зарубежного производителя продуктов питания) и параллельно разработать коммерчески успешную историю для малых бизнесов.

И все это успешно работало до того, как пандемия коронавируса в 2020 году не внесла свои коррективы, о которых я говорил ранее. Сейчас мы переориентировались на мультимедиа проекты, включающие не только и не столько съемку панорам, но и разработку механизмов взаимодействия со зрителем.

Есть стойкое ощущение, что российский рынок панорам, и всего 360-градусного контента имеет огромный потенциал и до сих пор мы находимся не так далеко от начала этого большого и увлекательного пути. Пути переселения людей из физической вселенной в виртуальную, «мета»-вселенную. Как сказал один коллега «мы занимаемся колонизацией виртуальных миров». И трудно не согласиться с этим высказыванием. На наших глазах, уже сейчас мы проходим физические барьеры, мешающие полному погружению в виртуальный мир. Раньше можно было говорить о медленном «железе», об узких каналах связи, о неглубоком проникновении сети. Но сегодня эти проблемы уходят и нужно предоставить новым «колонистам» виртуальные миры, в которых они будут проводить бóльшую часть работы и досуга.

Для просмотра виртуального тура Bentley Bentayga перейдите по ссылке.

Если выйти из «режима визионера», то посмотрите вокруг – у нас до сих пор даже отельные агрегаторы нормально не работают с панорамами. А это же очень важно. Красивые фото банных принадлежностей и кровати не дадут правильного впечатления о гостиничном номере. То же самое и о других бизнесах. Хотите вовлечь зрителя, «мягкой силой» перетянуть его на свою сторону, удержать на вашей странице в сети или показать свои преимущества – позвольте ему самому решать, что он хочет видеть, что ему интересно, в какую сторону направить взгляд и какие детали рассмотреть. Пусть зритель, а не фотограф выбирает ракурс на то, что для него важно.

Сравнивая разное оборудование, я пришел к двум устоявшимся комплектам. Безусловно, они совершенствуются со временем, уступая более современным моделям. Но основа не так сильно меняется, как может показаться. К примеру, для съемок интерьеров, особенно с людьми подходит почти любой современный фотоаппарат со съемной оптикой. Можно использовать, даже достаточно старые полнокадровые модели, а можно и современные беззеркалки. Главное, подобрать хороший объектив, от которого очень много зависит. И панорамную головку, с которой вам будет комфортно работать. Ключевой момент тут «комфортно». Так навороченные, требующие тонкой настройки инструменты, на мой взгляд, при съемке в промышленных масштабах, проигрывают их более простым и надежным аналогам.

Второй комплект – это так называемый «одноклик». Камера, с одного раза снимающая всю панораму целиком. В ней две линзы, каждая из которых охватывает 180-градусную полусферу и, что самое важное, алгоритм, склеивающий две полученные фотографии в одну панораму. С подобными камерами хорошо иметь большой набор креплений. Так как можно делать панорамные съемки в самых неожиданных местах. К примеру, будучи в одном из туристических мест Вологодской области я прикрепил камеру на небольшом шесте к рюкзаку и на велосипеде проехал несколько километров. После чего опубликовал отнятый материал на Яндекс-картах. Получилось, как у Яндекс-мобиля, который ездит по городам и снимает панорамы дорог. Только я смог проехать по территории музея, где запрещено движение на автомобилях.

Последние несколько лет рынок 360-камер очень быстро набрал обороты. Помню, как в начале 2010-х годов их не было совсем. Для каких-то проектов, где были трудности с использованием «классического» набора из зеркалки и фишай-объектива, приходилось самому собирать установку из нескольких маленьких экшн-камер, закрепленных в разных положениях. А после съемки тратить часы для внесения ретуши, чтобы получился приемлемый результат. Сейчас же есть огромный выбор под любые задачи. Так как я занимаюсь съемкой статичных панорам, то при выборе камеры для моментальной 360-градусной съемки ставил себе следующие критерии в порядке значимости: она обязательно должна снимать в raw-формате, качество фото должно быть лучшим из конкурентов, иметь возможность съемки в HDR-режиме, быть мобильной и, безусловно, цена. Так и шел по этим ступеням отбрасывая неподходящие модели. В финале было два претендента из которых победила Ricoh Theta Z1. На мой взгляд, у нее лучшее качество получаемых фото среди всех представленных сейчас моделей от разных производителей. Из минусов я бы отметил не самое выдающееся видео. Но для съемки хорошего панорамного видеоконтента нужна камера стоимостью под два миллиона рублей, и она отнюдь не компактна.

Подготовка к съемке панорам Maybach

Основное наше использование Theta Z1 – панорамы интерьеров автомобилей. Как я упоминал ранее, мы делаем каталог всех панорам авто, официально продающихся в России. Раньше приходилось использовать сложные, громоздкие и не очень надежные системы, а время на съемку и обработку каждой панорамы было значительно больше, чем при переходе на «одноклик». Сейчас, в самом примитивном варианте, можно просто просунуть селфи-палку с Z1 в окно машины, нажать кнопку на телефоне и панорама готова. Конечно, мой процесс сложнее, но идея примерно такая же. И если раньше, с использованием зеркалок, плановые 20 панорам в месяц были близки к пределу возможностей команды, то сейчас можно и сто панорам за месяц – жаль только, что столько новых машин не выпускают.

Второе важно направление – съемка в местах, где использование классического набора оборудования вызывает сложности. Представьте, у вас есть дом из десяти парадных, в каждой до тринадцати этажей, на этаже от двух до пяти квартир, в каждой квартире от одного до пяти окон. И ваша задача – сделать панораму в полуметре от каждого окна снаружи дома. Чтобы застройщик мог показать вид из окон каждой квартиры. В голове сразу выстраивается схема со сложными конструкциями, крепящими камеру за подоконник, автоматической панорамной головкой и ретушером, убирающим всё лишнее. Плюс несколько человеко-месяцев работы. С Theta Z1 я с этой съемкой справился за один день. Подходил к каждому окну, вытягивал монопод с камерой наружу и нажимал «спуск». А уже на следующий день, с гудящими ногами, поехал на второй такой же объект.

Еще одно преимущество Z1, которым я беззастенчиво пользуюсь – это ее компактность. Мы хотим запустить в работу еще одно направление – создание квестов на основе 360-градусных панорам. Для этого сейчас снимаем в разных необычных локациях. И одно из таких мест – форт-крепость на Финском заливе. Чтобы до него добраться, нужно идти в общей сложности 14 км на лыжах. И лучше взять полкило оборудования, включающего 360-камеру и штатив, чем нести на себе около 5 кг для съемки на зеркалку.

Неожиданное для меня применение «однокликовых» камер я обнаружил летом, когда участвовал в одном большом проекте для Русского Географического Общества – это предварительная фотосъемка локаций перед выездом съемочной группы. Сначала приезжает помощник режиссёра. Даже не обладая никаким опытом панорамных съемок, делает 360-градусные панорамы выбранных мест. А потом уже в спокойной обстановке вся съемочная группа их рассматривает и обсуждает план производства будущего фильма. Причем это помогает всем – и расставить свет и выстроить кадр и подобрать нужный реквизит.

Заработок на панорамах и монетизация этого направления фотодела, на мой взгляд, как и во всем остальном очень зависит от всей цепочки. Начиная от продаж и заканчивая гарантийным обслуживанием проекта. Всё должно работать в комплексе. Если у вас отличная техника и супер-фотограф, но нет понимания, как строить продажи, то заработка не будет. Если у вас агрессивные продажи, но плохое исполнение, то заработка не будет. Если у вас репутация того, кто бросает своих клиентов, как только получит финальную оплату, то тоже вряд ли можно надеяться на долговременную успешную работу. Всё это простые банальности, но они действенны и в таком инновационном направлении, как панорамы и виртуальная реальность. Начинающие коллеги, часто спрашивают про технологии съемки. И я их сразу предупреждаю, что научиться снимать, особенно на «однокликовую» камеру можно очень просто. Гораздо сложнее построить действующую систему продаж.

Для просмотра виртуального тура Ferrari SF90 Stradalперейдите по ссылке.

Мы пробовали работать в разных сферах и с разным типом заказчиков. Каждый был интересен на своем этапе. Так, с ресторанами проще договориться, для них много примеров и владельцы понимают важность продемонстрировать атмосферу заведения. Но это небольшие проекты, которые приносят небольшой заработок. В то же время есть крупные заказчики, которые приносят много денег, но заключение контракта с ними может затянуться на пару лет. И здесь нужно выбирать под ваши задачи и темперамент. Так одно время, у нас была услуга «тест-драйв». Почти бесплатно, мы предлагали сделать небольшой виртуальный тур с размещением на картах Google и Яндекс. Через какое-то время служба продажи связывалась с клиентом, и уточняла всё ли понравилось и готовы ли они выкупить весь виртуальный тур целиком по полной стоимости. Наши расчеты исходили из того, что лишь 60% клиентов будут согласны заплатить полную цену. Каково же было удивление, когда через несколько месяцев подвели итоги и цифра составила более 90%. Но это была проверка на прочность всего проекта. И фотографов, которые снимали, собирали и публиковали по несколько виртуальных туров в день и отдела продаж и даже бухгалтера, оформлявшего бесконечный поток бумаг.

Кстати, очевидные отрасли, которые, как кажется на первый взгляд, должны быть заинтересованы в 360-панорамах, такие как агентства недвижимости, автодилеры, туристические компании – не спешат внедрять в свои бизнес-процессы презентации в формате панорам и VR-технологий. Возможно, в силу специфики продаж услуг этими компаниями, они не готовы отказываться от личного взаимодействия с клиентом.

Фото: Съемки двигателя Феррари.

При этом есть и наоборот, неочевидные. Как, к примеру, HR-отделы крупных компаний. В 2013 году ко мне обратился представитель одного завода с такой проблемой – молодежь не охотно идет к ним на работу. Нужно было для специального HR-проекта показать, как у них внутри всё современно и работа происходит не у станка, а за компьютером, управляющим этим станком.

С недвижимостью ситуация начала меняться весной 2020 года. Очевидно, что волна заболеваемости коронавирусом была мощным драйвером онлайн презентаций. Так, начали появляться проекты, когда можно было на сайте выбрать подходящую квартиру и тут же оплатить ее банковской карточкой. И конечно, для оптимального выбора по многим параметрам потенциальному покупателю необходимо предоставить максимум информации. Вплоть до вида из окна или демонстрации примыкающей инфраструктуры. Все чаще стали появляться проекты, сочетающие в себе комплекс технологий. И 360-градусные панорамы, и аэросъемка, и достраивание моделей жилых комплексов в 3D, с внедрением в уже существующую городскую застройку.

Вообще, каждый кризис — это скорее «вызов» и «возможность», чем повод опускать руки. Если остановится, осмотреться, проанализировать, то можно найти то, чего раньше не замечал. Я пока не могу загадывать, что будет после весны 2022 года. Но мне всегда хотелось посмотреть в сторону зарубежных и, в частности, азиатских рынков. До чего обычно не хватало времени. Основными трудностями, как мне кажется, будет всё связанное с ограничениями в финансовой сфере. К примеру, сейчас мы сталкиваемся с невозможностью оплатить привычные сервисы для обработки и публикации панорам. К счастью, я не очень люблю систему оплаты по подписке и предпочитал приложения, которые можно один раз купить и пользоваться. Но и в этом случае, выходят новые версии продуктов, с новыми интересными возможностями.

Более того, некоторые разработчики могут столкнуться с проблемой, что их продукты перестанут работать. Так, в 2018 году я в качестве фотографа принимал участие в одном большом проекте. Много панорам. Снимали зимнюю и летнюю версию. Разработчик решил использовать бесплатную на тот момент технологию Google Steet view API. С одной стороны, очень удобно – не нужно переживать за работу серверов. Один раз все сделал, сдал и забыл. Но через некоторое время компания Google поменяла бизнес-стратегию. И стала взимать, небольшую плату за каждый просмотр каждой панорамы. А так как проект оказался популярным и панорам было более тысячи, то клиенту пришлось ежегодно оплачивать счета с пятью нулями. И вот сейчас, насколько я понимаю, с оплатой этих счетов могут возникнуть трудности. Хорошо, если они внесли деньги на какое-то время вперед и у разработчика есть возможность все собрать заново, используя иные технологии.

Обычно в конце года мы подводим итоги, отмечаем наиболее интересные проекты и направления работы. В эту зиму заметили, что интересными и с коммерческой, и с технической и даже с познавательной точки зрения становятся нестандартные проекты. Включающие в себя не только съемку и публикацию панорам в картографических сервисах, но и проработку сценариев, пользовательского интерфейса, создание настроения у зрителя и формирование впечатления, нужного для решения задачи, поставленной заказчиком. Да, это сложнее. Необходимо подключать писателей, дикторов, специалистов по юзабилити, дизайнеров, программистов, 3D-художников. Но в конечном счете это окупается не только деньгами, а и удовольствием от создания интересного проекта и путешествиями по разным городам и новыми знакомствами и даже благодарственными письмами от клиентов, с которыми мы многие месяцы работаем в одной команде.

На этом и планировали сосредоточить свои усилия в 2022 году. Получится что-то из этого или нет, сейчас сложно сказать. Первые два месяца, показали, что идем в правильном направлении. И, только за февраль, удалось из банальной съемки магазина для Яндекс-карт сделать интересный продукт, который заказчик демонстрировал на выставке и передал своим контрагентам для увеличения объемов продаж. Будем и дальше стараться привлечь заказчиков новыми технологиями и нестандартными решениями.