Бесплатно по всей России: 8 800 700 38 33

Как фотографировать змей. Советы от Александра Земляного.

Отыскать змей в средних широтах зимой практически невозможно – слишком холодно для холоднокровных рептилий. Другое дело весна или лето. Весной встретить выползших из мест зимовки змей шансов больше, но возможности удачно сфотографировать их при отсутствии хотя бы минимального опыта – меньше. В это время отогревшиеся рептилии активны и весьма подвижны.

Техническое оснащение в данной статье мы не рассматриваем: у всех камеры и объективы разные. По умолчанию считаем, что у вас в руках зеркальный или беззеркальный фотоаппарат с объективом, а никак не смартфон. И лучше, если этот объектив не широкоугольный, а зум с широким диапазоном или длиннофокусный фикс на 200 мм или около того. Со временем, набравшись опыта, можно и нужно будет использовать весь набор оптики в зависимости от сюжета и вашего видения кадра. Но поначалу широкий угол лучше отложить в сторону.

Эскулапов полоз. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO100mmWR F2.8; параметры кадра: ISO 800 f/5 1/250 sec
Эскулапов полоз. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO100mmWR F2.8; параметры кадра: ISO 800 f/5 1/250 sec

Исходя из особенностей местности и сезона определяемся – а на кого, собственно, будем охотиться? Если на дворе ранняя весна, то вероятно, что различные виды змей – ужи и обыкновенные гадюки, например, уже проснулись после зимней спячки и их можно встретить на проталинах, на солнечной стороне возвышенностей, на южных склонах холмов и у нагретых комлей старых деревьев. Если лето, шансов больше на берегу водоема и при условии, что вы ни на минуту не расстаётесь с фотоаппаратом. Если съёмка ведётся вблизи пруда, озера или реки, то прибрежные обитатели скорее всего не позволят вам незаметно приблизиться на расстояние, удобное для съёмки. Исключением может быть тот случай, если вы долгое время лежите или неподвижно сидите на берегу и не привлекаете к себе внимания.


При фотосъёмке змей важно помнить о соблюдении техники безопасности. Особенно если вы не герпетолог от рождения и пока с трудом отличаете степную гадюку от водяного ужа. Многие виды змей ядовиты, а их яд различен по характеру воздействия на ткани организма и нервную систему. Фотосессия, едва начавшись, может преждевременно завершиться из-за появления малоприятных симптомов как минимум, а как максимум госпитализацией. И это если вы снимаете в умеренных широтах, где смертельно ядовитых для человека видов на самом деле не так много. В тропиках же… ну, вы поняли. Поэтому если опыта тесного общения со змеями у вас мало, то априори считаем каждую встреченную змею ядовитой. И ведём себя соответственно: руками не хватаем и не пытаемся пересаживать в более удачное место. Заодно помним, что, весной, например, яд обыкновенный гадюки максимально токсичен.

Уж обыкновенный. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: Sigma AF 105mm f/2.8; параметры кадра: ISO 200 f/3.2 1/200 sec
Уж обыкновенный. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: Sigma AF 105mm f/2.8; параметры кадра: ISO 200 f/3.2 1/200 sec

Основная масса змей, застигнутых врасплох, замирает и старается сделать всё возможное, чтобы вы прошли мимо и не заметили рептилию. Если вы всё же обнаружили змею, то с этого момента начинается самое интересное – собственно съёмка. Подходим к змее так, чтобы солнце светило сбоку, и ваша тень не напугала модель. Стараемся не делать резких, быстрых движений. Плавно приближаемся, опускаемся на колени, встаём на корточки или ложимся, чтобы быть с объектом съемки на одном уровне. Наиболее эффектные и естественные кадры получаются, когда съёмка ведется с уровня глаз объекта или даже чуть ниже. Если змея напугана не слишком сильно, она свернется кольцом, голова при этом будет по центру и всегда обращена в вашу сторону. Это защитная реакция рептилии на угрозу. Любая змея – ядовитая или нет, в случае опасности принимает защитную позу и готова к броску. Тут-то нас и выручает длиннофокусный объектив – мы находимся вне зоны досягаемости атакующей змеи.

Эскулапов полоз. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO 100mm F2.8 WR; параметры кадра: ISO 200 f/4.5 1/200 sec
Эскулапов полоз. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO 100mm F2.8 WR; параметры кадра: ISO 200 f/4.5 1/200 sec

Убедившись, что змея не собирается удрать, приступаем непосредственно к самой съемке. Первое и, наверное, основное: для получения чётких, не смазанных кадров поднимаем чувствительность ISO до максимально приемлемых значений вашего фотоаппарата. Если съемка проводится в лесу, в тени деревьев, то вспышка нам не поможет: основная масса ползающих и шипящих её боится, да и пыхать «в лоб» сомнительное занятие с точки зрения художественности результата.


Другое дело, если объект съемки попался нам на открытой местности. В этом случае со светом будет чуть проще. Однако в солнечную погоду тени могут быть слишком резкими. Если выбирать наиболее удачный день по свету не приходится, и снимать надо в любом случае, стараемся выбрать такую точку, чтобы они не расчленяли змею на части.


Если вы уверены в своей профессиональной подготовке, можно снимать одиночными кадрами. Если мы хотим заполучить портрет с высунутым языком (змеиным жалом), то съемку лучше вести в режиме серийной съёмки. Позже при просмотре отснятого материала можно будет выбрать наиболее удачные кадры. Полезно отснять модель как можно более полно: сделать кадры и в профиль, и под углом. Если объектив позволяет, делаем крупные планы и портрет. Так же хорошо целиком снять змею, чтобы показать форму её тела, рисунок, все изгибы от кончика носа до кончика хвоста.

Эскулапов полоз. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO 100mm F2.8 WR; параметры кадра: ISO 200 f/4.5 1/80 sec
Эскулапов полоз. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO 100mm F2.8 WR; параметры кадра: ISO 200 f/4.5 1/80 sec

Если всё же змея сильно испугалась и уползает от вас, имейте в виду, что на ходу снимать практически бесполезно. Можно попытаться сопровождать рептилию какое-то время: если она сразу не найдёт укрытия, то в конце концов устанет, успокоится немного и даст возможность себя сфотографировать.


В заключение надо сказать, что, если вы всерьёз решили заняться съёмкой змей, вам надо научиться уверенно определять их видовую принадлежность. Даже неядовитые змеи (ужи, полозы и др.) могут неприятно удивить неискушённого фотографа: при укусе и непосредственном контакте помимо угрозы занесения инфекции рептилии могут испачкать вас дурно пахнущими выделениями, «аромат» которых не только выворачивает желудок наизнанку, но и отличается завидной стойкостью. И всё же это не повод отказываться от фотосъемки змей – красивых, завораживающих и обладающих магической притягательностью созданий.

Уж обыкновенный. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO 100mm F2.8 WR; параметры кадра: ISO 800 f/5.6 1/100 sec
Уж обыкновенный. Фото: Александр Земляной; Камера: PENTAX K-1;Объектив: smc PENTAX-D FA MACRO 100mm F2.8 WR; параметры кадра: ISO 800 f/5.6 1/100 sec