Как снизить уровень шумов при ночной съёмке
При ночной съёмке трудно избежать появления шумов и соответственно снижения качества изображения. Этому способствуют некоторые технические особенности современных зеркальных и беззеркальных фотокамер. На чрезмерное усиление шумов влияют три основных фактора: съёмка на высоких значениях ISO, продолжительная экспозиция и вытягивание теней – тёмных, недоэкспонированных областей изображения – во время постобработки файлов. К сожалению, ночная съёмка практически невозможна без того, чтобы все три упомянутых фактора не были использованы фотографом в условиях сверхнизкого освещения. Тем не менее, имеется целый ряд приёмов, позволяющих минимизировать негативное влияние шума на изображение. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.
Функция встроенного шумоподавления в камере
Все современные цифровые зеркальные и беззеркальные камеры имеют функцию шумоподавления при длительных выдержках. Но проблема её практического использования заключается в том, что для удаления шумов процессору камеры требуется столько же времени, сколько потребовалось непосредственно на экспонирование. Это означает, что вы не сможете сделать следующий снимок до тех пор, пока внутрикамерный шумодав обрабатывает изображение. Так что забудьте о серийной съёмке. Склейка звёздных треков из серии кадров тоже будет невозможна.
Прибегать к использованию функции встроенного шумоподавления в камере можно рекомендовать лишь в тех случаях, когда вы планируете снимать только одиночные кадры. В противном случае внутрикамерный шумодав лучше отключить заранее.
Автор фото: Alessio Putzu
Снято с использованием фильтра NiSi Natural Night.
Стремитесь добиться максимально правильного сочетания выдержки и диафрагмы. Снимайте на минимально возможных ISO
При фотографировании ночью некоторые поджанры фотографии предполагают использование коротких выдержек (коротких в контексте ночной съёмки). Например, съёмка Млечного пути как разновидность пейзажной или астрофотографии, если вы не используете специальную систему слежения за астрономическими объектами. Существует общепринятое правило, что с объективом светосилой f/4 обычно требуется выставлять ISO 6400 и выдержку 30 секунд. Для светосильных объективов с максимальной диафрагмой f/2.8 – ISO 3200 и выдержку те же 30 секунд.
Потолок ISO, при котором полученное изображение остаётся приемлемого качества, зависит от модели вашей камеры. Его превышение может привести к появлению неприемлемо сильных шумов.
Ещё один совет. Внимательно следите за тем, чтобы изображения не были слишком недоэкспонированы: сочетание высоких ISO и последующее вытягивание теней при постобработке приводит к резкому усилению шумов. Снимайте в формате RAW, так как он позволяет более гибко работать с тенями без значительных потерь в качестве конечного изображения.
Автор фото: Lee Cook
Снято с использованием фильтра NiSi Natural Night.
Выборочное шумоподавление в тёмных областях кадра
Графические редакторы для постобработки изображений предоставляют пользователю множество методов подавления шумов. Самый простой вариант находится в разделе Details редактора Lightroom – это ползунок для регулирования яркостного шума. Но не стоит увлекаться и выставлять значение более 50, так как в противном случае изображение вместе с шумом теряет детали и текстуру, становясь замыленным или, как говорят, пластиковым.
Но безмерно полагаться на функцию шумоподавления всё же не рекомендуется, поскольку применительно к астрофотографии она таит значительные риски. А именно: алгоритмы отделения шума от полезного сигнала могут ошибочно принимать звёзды за шум и удалять их. Для серьёзной астрофотосъёмки это неприемлемо, поэтому узкоспециализированные астрофотокамеры даже имеют возможность снимать в специальном формате – так называемом «настоящем RAW», поскольку обычный RAW-файл (несмотря на то, что считается прямым изображением с матрицы) пусть некритично для 99% ситуаций, но всё же оптимизирует изображение. Поэтому при съёмке обычными зеркальными и беззеркальными камерами одним из способов обойти «потерю» звёзд при постобработке является использование масок яркости для подавления шумов только в тёмных областях изображения. Это помогает сохранить звёзды и вместе с тем проработать детали пейзажа.
Автор фото: Marcin Kowalski
Снято с использованием фильтра NiSi Natural Night.
Стекинг нескольких кадров методом «усреднение» в Photoshop или специальной программой
Для съёмки Млечного пути или любых неподвижных объектов с использованием высокого ISO попробуйте сделать серию кадров и затем склеить их в итоговое изображение.
Метод «усреднения» для подавления шума в Photoshop подходит для ночных пейзажей со статичными объектами и выглядит следующим образом:
- Откройте все файлы как один файл с несколькими слоями.
- Фоновый слой, или просто «Фон» (Background Layer) – это ваше исходное изображение, которое остаётся неизменным на протяжении всего процесса работы с файлом.
- У вас может быть столько слоёв, сколько вам необходимо: чем их больше, тем эффективнее осуществляется шумоподавление. Процент непрозрачности (Opacity) каждого слоя над фоном рассчитывается по формуле 1 / номер слоя. Например, непрозрачность второго слоя составляет 50% (1/2). Непрозрачность третьего слоя – 33% (1/3), непрозрачность четвёртого слоя – 25% (1/4), непрозрачность пятого слоя – 20% (1/5) и т.д.
- Теперь объедините все слои, и у вас получится слой с уменьшенным уровнем шумов.
«Усреднённый» метод не пригоден для использования обработки кадров с изображением Млечного пути или планет, поскольку эти астрономические объекты хоть и незначительно, но смещаются от кадра к кадру. В этом случае можно рекомендовать использовать второй метод: специальные программы для стекинга, которые «сшивают» несколько изображений таким образом, что звёзды остаются на своих местах. Многие фотографы для этих целей рекомендуют программу Sequator.
Сохранить глубокий цвет ночного неба и «проявить» больше звёзд помогает светофильтр NiSi Natural Night – он блокирует паразитную засветку городского освещения.
Автор статьи: Dylan Toh
Оригинал текста по ссылке.