Обзор Pentax K-3 MkIII Monochrome от Арсена Алабердова
Плёнка – вот ассоциация, которая не покидала меня все время моего «общения» с монохромной версией дважды трешки от Pentax. Тем, кто снимал на плёнку, очень знакомо это ощущение: когда вы зарядили кассету и знаете, что фото будут чёрно-белыми и никакими другими. И тут возникает вопрос. Если раньше это было изначальное ограничение, вызванное самим фотографическим материалом, то зачем ограничивать себя сейчас, в век цифры? Ведь можно же снимать на обычную «цветную» камеру, а потом просто перевести в монохром и получить то же самое чёрно-белое изображение.
Признаюсь, именно это было и моей первой мыслью, когда я увидел новость о том, что один небезызвестный производитель выпускает первую в мире камеру, способную снимать только чёрно-белые изображения. В это же мгновение я подумал, что это очередная нишевая дорогая игрушка, не первая в их модельном ряду. Решили – выделяться так выделяться!
Но поразмыслив, я начал приходить к выводу, что не такое уж это бессмысленное решение. Вспомнился процесс получения цветного изображения. Ведь (если уж совсем схематично, не вдаваясь в тонкости!) по сути для получения цветов в картинке, камера её «раскрашивает». Да-да, тот самый процесс «байеризации». А потом, когда нужно перевести в чб, совершается обратный процесс. И все бы ничего, но на пути света к матрице при этом находятся «лишние детали», которые вносят изменения в конечную картинку. При получении «цвета» с этими изменениями приходится мириться, но зачем это нужно, если изображение изначально планируется черно-белым? То есть убрав эти самые лишние детали – байеровский фильтр, ну и антимуаровый заодно, хотя его и в цветных камерах убирают, – мы получаем более детализированное, с более плавными тональными переходами и менее шумное изображение. В общем, в теории смысл есть. Но мне очень уж хотелось попробовать что же это всё-таки такое – чёрно-белая зеркальная цифровая камера. Тем более, что наш Pentax подложил неплохую свинью тому самому «известному производителю».
Если кто забыл – напомню. Монохромная версия Pentax K-3 lll вышла в свет прямо перед анонсом второго поколения известного хита. Но при этом стоила гораздо дешевле и была значительно более функциональной. В общем, настал момент, когда это наделавшее немало шума изделие нашего любимого брэнда попало ко мне в руки.
Ощущения были двойственные. С одной стороны, камера уже была знакома мне: я имел счастье тестировать обычную, «цветную» версию K-3 III. И единственное отличие от новинки – как раз та самая чб матрица. Учитывая, что не каждый обладатель техники Pentax, имел удовольствие поработать трёшкой нового поколения, несколько слов сказать о ней, наверное, стоит.
|
|
|
|
Фото: Арсен Алабердов. Камера: Pentax K-3 lll |
Фото: Арсен Алабердов. Камера: Pentax K-3 lll Monochrome |
Сначала о корпусе. Эта всё та же монументальная тушка. Держишь её в руках и понимаешь – это вещь, которая прослужит десяток (а то и не один) лет. Никаких тебе отклеившихся резинок, никакого люфта. Монолитный корпус, внушающий уважение и доверие. К тому же камера лежит в руке как влитая. Все кнопки там, где надо. Любые функции доступны моментально. К традиционным переключателям добавилось еще «механическое меню», известное владельцам полнокадровых единичек. Я слышал, что не все оценили удобство и функциональность данного переключателя, но лично у меня это нововведение всегда в работе. Наиболее часто назначаемые функции – выбор ISO либо выбор формата кадра (хотя для кроп-камеры это не актуально). Джойстик управления точкой фокусировки – еще одна новая деталь на корпусе. Ну и сам корпус, без ложной скромности подражающий флагманским фуллфрэймам.
Как по мне, он просто великолепен! Брутальный тестостероновый самец на фоне зализанных метросексуалов от некоторых конкурентов.
Естественно, изменения коснулись не только внешности. Первое, что бросается в глаза при включении – полностью переработанное меню. Но вот тут я, как старовер, видимо, новизну не оценил. Мне старое меню (лучше сказать – традиционное) нравилось больше. Хотя это дело привычки. Ну или просто возраст – желание поворчать.
А если серьёзно, то К-3 Mark III самая технологичная камера Pentax! В отношении неё уже не нужны оговорки типа «эта камера для пейзажа и портрета» и тому подобные. Она быстрая: скорость серийной съёмки на уровне репортажной камеры, 12 кадров в секунду. У нее гораздо более шустрый автофокус с большим покрытием площади кадра. Есть тачскрин и, как следствие, возможность очень шустрой съёмки прямо касанием по экрану. Это реально быстро. У нее, соответственно, полностью рабочий режим «лайв вью» и рабочая следящая фокусировка. В общем, заготовка для монохромного аппарата просто великолепная! Поэтому исходя из её изначальных возможностей, я подумал, что технически у меня нет ограничений по жанрам съёмки. Тем более, что и набор имеющейся оптики практически бесконечен. – Ни в чём себя не ограничивай, – сказал я себе и пустился во все тяжкие.
И начал в буквальном смысле с самого тяжкого. А именно с шести килограммов стекла и металла. Именно столько (ну ладно, почти) весит мой легендарный FA*250-600 5.6, и именно с ним я поехал охотиться на зубров. Вот за что я всегда говорю Pentax огромное спасибо, так это за то, что без всякой головной боли, без всяких костылей можно взять великолепное стекло плёночной эпохи и поставить его на новейшую камеру, чтобы просто снимать и получать удовольствие. А как впечатляет, когда ты разглядываешь через фокусное в 900 мм могучих красавцев, выходящих из лесной чащи на опушку. Можно разглядеть выражение морды, блеск влажных глаз. Правда, потом стадо подошло настолько близко, что это самое выражение глаз, как мне показалось, у быков не самое добродушное. И это «не самое добродушное» я уже мог разглядеть без помощи оптики. Пришлось замереть на несколько минут пока стадо обходило меня с двух сторон. Пожалел, что не взял из машины ширик – можно было сделать отличные снимки.
Что касается фотографий, то я слегка опасался, так как сцена была слишком контрастной. Тёмные животные на фоне яркой белизны снега и на чёрно-белой матрице. Но опасения оказались напрасны – у монохромной версии всё та же матрица с широким динамическим диапазоном и великолепно тянущимися тенями. Поэтому лёгкая обработка и вполне симпатичные зверушки получились, со всеми деталями.
Следующим испытанием стала моя любимая спортивная съёмка. Да-да, та самая, которую «на Pentax ну совсем никак» и которой я занимаюсь все 17 лет именно на Pentax. В этот раз мы с моим новым монохромным другом пошли снимать корейское фехтование на ногах – тхэквондо. Тут конечно, расстояния были уже не такие большие, и в основном я работал на компактном и лёгком телевичке 70-210 4.
К слову, коротко об этом объективе. Незадолго до того я имел возможность поснимать на его брата-близнеца – Tamron 70-210 4. Так вот, в отличие от него, у Pentax длинный конец на открытой диафрагме без нареканий. Возможно, дело было в конкретном не очень удачном экземпляре от Tamron.
Съёмка такого, достаточно динамичного действия на К3-3 доставляет удовольствие! После К-1 это, конечно, значительный шаг вперёд. Все приведённые мной ранее параметры оказались не «на бумаге», а вполне рабочие. Это побудило меня продолжить тему динамики.
Тхэквондистов сменили лошади. И здесь ощущения от камеры только укрепились – все та же беспроблемная работа. Быстрая и цепкая фокусировка, скоростная съёмка с более чем достаточной скорострельностью. Плюс условия по освещению на открытом пространстве были лучше, чем в зале. Ну и как всегда к месту пришлась защищённость техники от внешних воздействий. И песком камеру чуть присыпало, и дождём побрызгало.
Динамичные фото и поединков спортсменов, и лошадей получились вполне. Но особо понравились мне портреты, которые удалось снять на соревнованиях (нормальный репортаж всегда должен быть с лицами, эмоциями). Не знаю, может дело в моих личных предпочтениях, но я до сих пор в 99 процентах случаев на черно-белую плёнку снимаю портреты, потому как лучше всего в монохромном исполнении смотрятся именно крупноплановые изображения людей. И я решил не перечить себе и добавить ещё портретов. Тем более что в моём распоряжении был замечательный инструмент для этого вида съёмки – объектив Pentax DFA 50 1.4. Об этом стекле хочется сказать отдельно.
На пару со своим собратом DFA 85 1.4, это монструозное изделие японских мастеров впечатляет! И не только весом и габаритами (а «85ка» легко поспорит в этом со средними телевиками), но и высочайшим качеством изображения. Объектив резкий прямо с открытой, блестяще отрабатывающий контровой свет. Ну а кому «слишком большой и тяжёлый» – тому 77 Lim в помощь! И да, портреты мне очень понравились! Вот именно то, что надо!
А ещё, предвижу возмущения «тру фотографов», очень мне понравилось видео! Да-да, именно видео. В сочетании с внешностью модели, получилась имитация чёрно-белого кино. Аналогия с аналоговым, так сказать…
Ну и куда же, естественно, мне и без пейзажей. Их я тоже поснимал. В некотором смысле повезло с временем года. Если для цветной зимние сюжеты с почти полным отсутствием цвета проблема, то черно-белая матрица K-3 lll нарисовала очень интересные, графичные, минималистичные изображения. В общем, и здесь нашлось место для применения монохрома.
Итак, что в итоге? А вот что. Камера мне понравилась. Ничего особенного по сравнению с близняшкой с цветной матрицей – та же самая отличная модель. Кроме, наверное, уникальной внутренней настройки «Высокий ключ-Низкий ключ». Очень даже интересная «фича» – поиграться ей точно стоит! Для каких сюжетов применима? Да судя по моим съёмкам, практически для всех, с небольшими нюансами.
К примеру, для репортажной съёмки на заказ это вряд ли подходящий вариант. Да и вообще для съёмки на заказ. Это скорее не профессиональный, а творческий инструмент. При всей универсальности, наиболее походящим он будет для снимающих стрит и портрет – это на мой субъективный взгляд.
И отвечу на наиболее интересующий всех вопрос: есть ли разница в чёрно-белом изображении, получаемом сразу на матрице этой камеры и сконвертированным из цветного, с того же К-3 lll? Скажу сразу, каких-то инструментальных лабораторных замеров я не производил, поэтому моё мнение может быть субъективным, но я разницу вижу. Я вижу, что изображение более детализированное, резкое при этом имеет более плавные тональные переходы. Плюс – оно менее шумное. Но это и понятно, досаждает в основном цветной шум.
Так стоит ли покупать эту камеру? Я думаю, что тому, кто задаёт этот вопрос, возможно и не стоит. Те же, кто эту камеру уже купил, а таких надо сказать немало, точно знают, для чего она им нужна и что они получат с её приобретением. Многие из них уже имели в своём владении кастомные камеры Pentax, переделанные умельцами. Я знаю одного такого из Прибалтики и многих, кто у него купил монохромные К-1. Да, разница в качестве изображения есть, но она незначительна. Возможно, не каждый её заметит, а большинство из тех, кто заметит, не посчитает настолько значительной, чтобы покупать для этого отдельную камеру. Возможно, она в пределах 5 процентов. Так же как, к примеру, между камерами разных поколений или между топовыми объективами и просто хорошими. Стоит ли эта разница суммы, которую нужно потратить и которая гораздо больше этих пяти процентов – извечный вопрос, ответа на который нет. Точнее, есть, но он для каждого свой.