Бесплатно по всей России: 8 800 700 38 33

Обзор зеркальной камеры PENTAX K-3 Mark III от Арсена Алабердова

Первое, о чём я подумал, впервые взяв в руки новенькую камеру Pentax K3 mark lll – размер имеет значение... Она реально маленькая! Но... Вот тут сразу появляется повод для рассуждений на тему о будущем развитии современного фотоаппаратостроения, если так можно выразиться. В последнее время наблюдается стойкое убеждение – «зеркалки» своё уже отжили и любая новая камера просто обязана быть беззеркальной. Но, как мы знаем, официально было заявлено, что под маркой Pentax беззеркальных камер, во всяком случае в ближайшем будущем, не предвидится. Это дало повод многим для пессимизма. Я этот пессимизм не разделяю.

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX DA* 11-18 mm f/2.8ED DC AW
Диафрагма: f/8; Выдержка: 1/3 с.; ISO: 320; Фокусное расстояние: 11 мм (17 мм в эквиваленте 35мм)

Дело в том, что вся эта беззеркальная история прослеживалась мной , как человеком, интересующимся фототехникой и всеми новинками в этой области, с самого ее зарождения. Что было заявлено идеологами этого направления, маркетологами в частности? Зеркало и пентапризма в камерах – это дорогой, большой и сложный механизм. Он делает камеру большой и тяжелой, он ограничивает ресурс. И даже удорожает ее. Казалось бы – всё так! На самом деле, всё не так ну или скажем, не совсем так.

Действительно, удаление механизма зеркала и всего сопутствующего , позволило значительно уменьшить габариты камеры. Но, как мы можем наблюдать, все современные БЗК практически вернулись к форм-фактору зеркальных камер. Во-первых – оказалось, что маленькое, это не всегда самый важный показатель. В пример часто привожу детский велосипед. Или огрызок карандаша – да, носить с собой его легче. Но как насчёт того, чтоб им писать? А если несколько часов? Или попробуйте покататься на детском велосипеде... Так вот и с камерой – ожидаемо оказалось, что удобство хвата, правильный баланс удобнее, нежели совсем компактный корпус.

Фото: Pentax K-3 III,Объектив HD PENTAX D FA 70-210 mm f/4 ED SDM WR

Диафрагма: f/5.6; Выдержка: 1/60 с.; ISO: 100; Фокусное расстояние: 82 мм (127 мм в эквиваленте 35мм)

Еще очень важным моментом оказалось питание – первый момент опять же касался габаритов - в маленький корпус невозможно было впихнуть ёмкий аккумулятор. Но даже когда в вернувшиеся «зеркалочные» рукояти новых моделей, стали устанавливать батареи более-менее нормальных размеров, всё равно количество снимков от одного заряда оказался существенно ниже такового у зеркальной камеры. Виной тому постоянная работа матрицы. В результате, владельцы БЗК должны иметь с собой даже не два, а три-четыре аккумулятора. А это тоже вес и размер носимого оборудования.

Ну и насчет цены и хрупкости зеркального механизма тоже не совсем правда- механизм этот за десятилетия массового производства обходится дёшево в и доведен до совершенства. Его заявленный ресурс (по точности срабатывания коротких выдержек) составляет сотни тысяч снимков – не факт, что беззеркальная камера отработает столько без поломок. А по цене можно легко убедиться – достаточно посмотреть на цены беззеркальных и зеркальных камер в Интернете.

По сути, разница между этими двумя камерами заключается только в способах визирования – смотрите ли вы при съёмке в оптический видоискатель либо в миниатюрный монитор. Аргумент в пользу фокусировке по матрице не в счёт - ничто не мешает производителю поставить матрицу со встроенными датчиками фазовой фокусировки и использовать это при съёмке в режиме в лайв вью. Но при этом иметь всегда под рукой оптический видоискатель. Поэтому я рассматриваю каждую новую камеру только по ее возможностям – безотносительно наличия или отсутствия зеркала.

Раз уж начал с внешности, еще немного о ней же. Дизайн… Нравится мне дизайн камер PENTAX! Такой брутальный, я бы сказал, мужской дизайн. Тот, который пошел с К-7, насколько я помню. Это вам не «обмылки» - угловатый, гранёный корпус скорее напоминает что-то военное. А с появлением у К-1 массивной «башни» и вовсе – вылитый танк! И меня лично порадовало, что новая трёшка в значительной степени повторяет старшего собрата. Тот же танк (только в миниатюре) в «бронированном» магниевом корпусе и с той же, уже легендарной, защитой от непогоды.

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX DA* 11-18 mm f/2.8ED DC AW

Диафрагма: f/3.2; Выдержка: 30 с.; ISO: 800; Фокусное расстояние: 11 мм (17 мм в эквиваленте 35мм)

Сразу о новшествах, которые мне показались значимыми. Появился, наконец, такой долгожданный для многих датчик приближения глаза к окуляру видоискателя. Новинка полезна особенно при ночной съёмке – дисплей не успевает ослепить глаз. Селектор выбора режимов съёмки теперь выделен в отдельное колесо и вынесен на верхнюю панель.

Пожалуй, два главных нововведения – это джойстик выбора точки автофокуса и сенсорный экран. У сенсорного экрана есть очень полезное применение – в режиме Live view можно очень оперативно выбрать точку фокусировки просто буквально указав камере пальцем! Причем, в одном из трёх доступных режимов камера сразу же после фокусировки делает снимок – без дополнительного нажатия на кнопку спуска! И, надо сказать, даже когда я снимал модель на 77й лим (SMC Pentax FA 77 1.8 Limited – если среди читающих обзор есть не владевшие ранее аппаратурой Пентакс), спуск происходил чаще всего очень быстро – а , надо сказать, семьдесят седьмой объектив отнюдь не быстрый. В общем, мне этот «наворот» пришёлся по душе. Ну и из того же разряда появление с правой стороны от дисплея джойстика управления выбором точки автофокуса, который уже можно использовать при визировании через оптический видоискатель. 

Фото: Pentax K-3 III, Объектив SMC Pentax FA 77 mm f/1.8 Limited

Диафрагма: f/2; Выдержка: 1/320 с.; ISO: 320; Фокусное расстояние: 77 мм

Я понимаю, что сейчас, при упоминании об автофокусе, все поклонники марки с многолетним стажем, затаили дыхание, но о нём я скажу пожалуй в заключении. Сначала давайте о сердце любой камеры – о матрице. Мнение, которое может сложиться из ознакомления с характеристиками (в частности, разрешение) – что датчик не отличается от предшественницы – на самом деле, разница очень даже существенная! Матрица новой камеры – так называемая BSI CMOS,по-русски: с обратной засветкой. На схеме видны различия с обычной CMOS. На практике это должно дать гораздо лучшую работу при плохом освещении. Особенно в сочетании с новым процессором. И вот уже другая характеристика недвусмысленно на это намекает – заявленная максимальная чувствительность составляет….. 1 600 000! Да, да, вы не ошиблись – именно миллион шестьсот тысяч! Это какая-то невероятная, фантастическая цифра. Вдвойне удивляет – если вспомнить , что мы говорим сейчас о «кропнутой» камере! На сегодняшний день это рекордный показатель среди всех цифровых камер, независимо от размера датчика. И, на секундочку, выше, чем у полнокадрового флагмана PENTAX – K1! Да, конечно сразу же можно возразить, что это вряд ли рабочее ISO и практически на таких значениях никто снимать не будет. Но чем выше максимально заявленное значение, тем выше, по моему опыту, оказывается диапазон рабочих значений чувствительности. В общем, это было самым интересным аспектом для меня перед тем, как я получил возможность испытать камеру в реальных условиях. Да и вообще – рост рабочих значений ISO является для меня самым принципиальным различием между поколениями фотокамер. 

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX D FA 70-210 mm f/4 ED SDM WR

Диафрагма: f/8; Выдержка: 1/250 с.; ISO: 100; Фокусное расстояние: 170 мм (262 мм в эквиваленте 35мм)

Но продолжим дальнейшее ознакомление с новинкой. Что у нас дальше? Ах, да – скорострельность. Тоже интересный момент. Не секрет, что камеры бренда Пентакс всегда воспринимались как отличный инструмент для съёмки пейзажей. Для трэвел съёмок. Ну и для портретной съёмки тоже. Да что там воспринимались – даже представители компании прямо об этом говорили.

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX D FA 70-210 mm f/4 ED SDM WR

Диафрагма: f/16; Выдержка: 2 с.; ISO: 100; Фокусное расстояние: 16 мм (24 мм в эквиваленте 35мм)

Безусловно, в этих категориях, изделия фирмы были максимально успешными, если не сказать самыми лучшими. В частности, К1 не раз называли лучшей камерой для съёмки пейзажей. Но вот с работой в репортаже PENTAX ассоциировался в последнюю очередь. Не скажу, что я с этим согласен – на моём счету съёмки не одно соревнование уровня чемпионата мира или чемпионата Европы по различным видам спорта, сделанные именно на технику PENTAX – всё же доля истины в этом есть.

Во-первых потому, что на всех этих мероприятиях я . скажем честно, был скорее исключением ( зачастую даже ловил удивлённые взгляды коллег -правда вот у организаторов и заказчиков никогда вопросов не возникало ), а во-вторых , в модельном ряду компании всё же не было камеры , специально заточенной под репортажную съёмку. Самое обидное то, что по части характеристик , необходимых для данной специфики , топовые модели даже опережали конкурентов – те же ISO или способность техники работать в плохих погодных условиях. Не хватало двух вещей – скорострельности и быстрого и цепкого автофокуса. Так вот о скорострельности – 12 кадров в секунду! это более, чем достойный показатель даже для репортажной камеры. Даже моя трёшка первого поколения с ее 8 к/сек уже вполне удовлетворяла меня в этом плане. Правда вот поймать мяч на ракетке во время подачи на Кубке Кремля за счёт скорости съёмки мне так и не удалось – пришлось ловить одиночным кадром. Но тут – в полтора раза больше! Думаю, с третьим марком я бы точно справился с этой задачей в скорострельном режиме. 

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX D FA 70-210 mm f/4 ED SDM WR

Диафрагма: f/8; Выдержка: 1/400 с.; ISO: 100; Фокусное расстояние: 210 мм (324 мм в эквиваленте 35мм)

Ну и автофокус … Оставил его представление на конец ознакомления с K3 Mark lll . Не секрет, что для многих поклонников марки, автофокус – ахиллесова пята. Жалобы на его работу я слышу постоянно на протяжении всех тринадцати лет, которые я с этой системой. Пожалуй, до появления К1, только жалобы на отсутствие полнокадровой камеры в модельном ряду опережали по количеству жалобы на АФ. Но вот она появилась и теперь автофокус занял прочное лидирующее место в пожеланиях об улучшениях в новых моделях. И особенно остро встал этот вопрос как раз в ожидании выхода PENTAX K3 MARK III. Ведь именно автофокус должен был в паре со скоростью серийной съёмки вывести камеру в новую сферу деятельности. И, надо сказать, заявленные характеристики в этом смысле дали очень большую надежду, что так оно и есть на самом деле. 101 точка фокусировки из которых 41 доступны к выбору в ручном режиме и еще 25 датчики перекрестного типа. Так же значительно расширена зона, покрываемая датчиками АФ.

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX D FA 70-210 mm f/4 ED SDM WR

Диафрагма: f/5.6; Выдержка: 1/30 с.; ISO: 100; Фокусное расстояние: 132 мм (204 мм в эквиваленте 35мм)

В общем, мне посчастливилось – я получил возможность пощупать этот, горячий еще, пирожок своими руками. Планов было очень много, но, к сожалению, ввиду ограничения во времени, воплотить удалось далеко не все. Но даже за столь короткий срок успел срастись с камерой и сейчас вот, по возвращении к своим аппаратам, уже ощущаю нехватку некоторых функций.

Как уже было сказано, по тактильным ощущениям это всё тот же старый добрый Пентакс! Камера лежит в руке, как влитая. Очень удобный хват. Вес -приятная тяжесть прочного корпуса. Органы управления нацелены на максимальное удобство и быстроту доступа ко всем возможным функциям. Еще удобной новую трёшку делает дополнительное колесо выбора функций, уже знакомое, в частности по К1. А вот меню… Тут старых пользователей системы ждёт сюрприз. Если уже несколько поколений камер имели идентичное меню, то в K3 Mark lll оно переработано коренным образом. Мне понадобилось время, чтобы к нему привыкнуть. А к чему привыкаешь сразу и с удовольствием – это к новому видоискателю. Если частенько производители грешат тем, что всякие маркетинговые плюшки преподносят, как нечто очень полезное, то в данном случае реальность превзошла ожидания! Во время съёмок я реально получал удовольствие, когда производил визирование через видоискатель. Нет, вы как хотите, а я до сих пор не готов отказаться от ОВИ и перейти на монитор вместо зеркала.

Также очень полезным оказался датчик приближения глаза. Но тут скорее PENTAX просто устранил отставание от конкурентов – в отличие от уникальных , пентаксовских «изюминок», этот датчик давно используется в камерах конкурентов. Но всё равно, я был очень благодарен инженерам компании – особенно при ночных съёмках. Во время этих самых ночных съёмок как раз удалось испытать работу новинки при недостаточном освещении. Надо сказать, впечатления очень положительные! Опять же из-за нехватки времени не удалось произвести прямое сравнение с полнокадровой К1 – но субъективно, трёшка как минимум не хуже. Что удивительно, учитывая что это камеры из разных «весовых категорий». Очень интересно будет глянуть на замеры DxO. Мне уже удавалось при тестировании 645z и как раз таки К1 сделать точные прогнозы о том, какие характеристики этих камер выведут их на лидирующие позиции, интересно будет глянуть на этот раз.

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX DA* 11-18 mm f/2.8ED DC AW

Диафрагма: f/4; Выдержка: 1/160 с.; ISO: 200; Фокусное расстояние: 18 мм (27 мм в эквиваленте 35мм)

При съемке портретов и пейзажей с Пентакс стоит отметить хорошую передачу тонов и наличие просто огромного количества объективов. Я абсолютно полноценно использовал не только легендарный SMC FA 77 1.8 Limited, но и даже старичка А 50 1.7. Великолепно показала себя камера при съёмке динамического диапазона - это тоже традиционно сильная сторона камер бренда. Пентакс позволяет спокойно снимать сцены с большим перепадом яркостей, даже не прибегая к помощи фильтров или встроенной HDR функции. Я обычно снимаю в минус и потом просто вытягиваю тени. Картинка с новой камеры тянется не менее пластично, чем с предшественниц.

Как я уже отметил в начале, так же реально полезными, не рекламно-маркетинговыми, оказались новые возможности выбора точек фокусировки. Причем, как с помощью указания пальцем на сенсорном экране , так и с помощью специального джойстика. А опция, при которой палец сразу активирует и точку фокусировки и спуск затвора, меня просто очаровала – я даже в какой-то момент поймал себя на том, что уже просто играюсь! И еще раз повторюсь – процесс был удивительно быстрым. Достаточно уверенно камера определяет лица в кадре.

Фото: Pentax K-3 III, Объектив HD PENTAX DA* 11-18 mm f/2.8ED DC AW

Диафрагма: f/8; Выдержка: 1/200 с.; ISO: 200; Фокусное расстояние: 11 мм (17 мм в эквиваленте 35мм)

Что еще можно сказать о фокусировке? Когда я говорил о больших планах, я имел в виду именно проверку работы автофокуса в сложных условиях – в частности было желание снять что-то из спортивных мероприятий и, как уже сказал, не сложилось. Немного спорта я всё же снял, но заезды на маунтин байке не поставили каких-либо сложных задач для модуля фокусировки PENTAX K3 MARK III.

Для составления полноценного мнения о краеугольном камне системы мне не хватило полученной информации, не хватило тестовых съёмок. Но косвенные, впечатления первого знакомства, я всё же составил. Однозначно, система SAFOX в новой реинкарнации стала лучше. И лучше намного. Я с уверенностью могу сказать, что это самая большая разница между двумя поколениями АФ систем компании. Об удобстве и увеличении чисто технических параметров (количество точек и площадь покрытия) и говорить не стоит даже. Но улучшилась и скорость, и точность фокусировки. Достигла ли она уровня лучших образцов конкурирующих систем? Не знаю, пока не могу об этом сказать ничего определенного. По крайней мере, по одному из показателей – способности фокусироваться при недостаточном освещении – новая К3 точно не уступает никому. В любом случае, скорость фокусировки – не единственный параметр. Даже сомнения по этому поводу не смогут перечеркнуть того, что компании Pentax создать отличный продукт. В плюсах которого оказались как традиционно сильные качеств, так и внедрение нескольких весомых нововведений. Возможно, эту камеру всё еще нельзя назвать репортажной, но уж одним из самых универсальных инструментов на современном рынке – точно!