Бесплатно по всей России: 8 800 700 38 33

Схемы расстановки света для студийной фотографии

Естественное освещение на улице всегда ненадёжно: солнце то появится, то скроется за облаками, то спрячется за дома. Студийный свет для коммерческих фотосессий более предсказуем, однако у некоторых фотографов словосочетания «студийная съемка» и «схема света в студии» вызывает страх и непонимание. Касается это не только начинающих фотолюбителей, но и профессионалов, специализирующихся на других видах съемки, которые не подразумевают использование сложных схем освещения от искусственных источников света в закрытом помещении студии.


Как правило, когда разговор заходит о студийной съемке, то подразумевают фотосъемку человека. В классическом варианте – его портрета. Поэтому рассмотрим схемы света в студии именно для портрета.


Во время студийной съемки работать нужно по четкому, заранее составленному плану, соответствующему вашему замыслу. Используя несколько источников света и выстраивая разные схемы света в студии, применять отдельные из них нужно в такой последовательности.


Первый источник света – главный, иначе рисующий. Именно он определяет характер снимка, создает настроение, выявляет форму и фактуру.

Второй источник света, заполняющий, в студийной съемке используется для подсветки теней и сглаживания контрастов. Эту роль также может играть отражатель.

Третий источник света, моделирующий, устанавливается сзади модели под углом, подчеркивает контуры и некоторые детали, отделяет объект от фона.

Четвертый источник света при необходимости используется для освещения заднего плана, организует освещенность среды. Он не должен отвлекать внимание от сюжета и конкурировать с главным источником света.


Надо понимать, что как источников света, так и схем расстановки этого света при съемке в студии может быть практически неограниченное количество. Однако в самом начале практики студийной съемки портрета можно ограничиться двумя-тремя источниками и различными насадками на них. Последние позволяют управлять светом: жесткостью/мягкостью, интенсивностью, направленностью, цветом и т.д. Среди насадок и отражателей наиболее востребованы софтбоксы в различных вариантах, рефлекторы, зонты, тубусы и портретные тарелки. Софтбокс состоит из направленного источника света и натянутым перед ним рассеивателем для создания мягкого света и снижения контраста в тенях. Софтбоксы делятся по форме рассеивателей. Наиболее популярны классические квадратные софтбоксы, октобоксы с 8-угольным рассеивателем и стрипбоксы (с англ. Strip – полоса) – длинные прямоугольники, освещаюшие модель в полный рост. Для портретов фотографы особенно любят октобоксы, поскольку они дают красивый круглый блик в глазах вместо квадратного блика от обычного софтбокса.


Итак, базовые схемы света в студии с двумя-тремя источниками. В качестве камеры использована полнокадровая камера Pentax K-1 Mark II c объективом HD PENTAX-D FA★50mm F1.4ED SDM AW. Фотограф: амбассадор Pentax Артём Гатин.


Вариант 1

Октобокс и портретная тарелка.

Шаг 1. Октобокс даёт мягкий рассеянный свет в качестве заполняющего, равномерно освещая всю площадь кадра.

Шаг 2. Тарелка усиливает яркость света, дополнительно освещая лицо модели. Также тарелка даёт более жёсткий свет и помогает прорисовать черты лица.

Шаг 3. Чёрные флаги поглощают свет и дополнительно усиливают тени по контуру модели.


Вариант 2.

Октобокс и стрипбокс.

Шаг 1. Октобокс в качестве рисующего источника освещения стоит справа от камеры и развернут к модели.

Шаг 2. Насадка на октобокс в виде сот сокращает рассеивание света, направляя его непосредственно на модель и подчёркивая рельеф тела.

Шаг 3. Вертикальный стрипбокс создаёт контровой свет и ставится слева от модели. Подчеркивает контур человека, отделяет его от фона и придаёт едва уловимое сияние.


Вариант 3

Боковой рисующий и цветной моделирующий.

Шаг 1. Справа от модели стрипбокс формирует светотеневой рисунок и в то же время даёт естественный продолговатый блик в глазах. Расположение источника света под углом примерно 80⁰ к камере позволяет и осветить модель, и подчеркнуть капли на лице и перчатках.

Шаг 2. Слева рефлектор с цветным фильтром подсвечивает тени, создавая кинематографичную картинку.

Шаг 3. Фон подчёркивает настроение кадра, а цветные рефлексы от второго источника света делают его нескучным.


Вариант 4.

Октобокс и засветка циклорамы или белое на белом.

Шаг 1. Октобокс практически за спиной фотографа для максимально мягкого светотеневого рисунка на модели. Небольшой угол позволяет сформировать объём и не создавать тень в кадре от фигуры фотографа.

Шаг 2. Два рефлектора подсвечивают фон, делая его идеально белым.


Мы привели простейшие конфигурации света в студии для портрета. Попробуйте эти схемы расстановки света для студийной фотографии, и в дальнейшем вы уже с большим пониманием будете использовать более сложные и творческие варианты.